Размер шрифта
Цвет
 
Купить билет. Пушкинская карта

Отделы музея

контакты

Наш адрес:

354000, город Сочи,
ул. Воровского, 54/11

Телефоны:

8 (862) 264-23-26
8 (862) 264-28-91

Напишите нам письмо!

 
Яндекс.Метрика

Новости


Назад

18.01.2022 | в Этнографическом музее в п. Лазаревское состоялась встреча с мастером по изготовлению кукол Еленой Войцещук

18 января 2022 г. в Этнографическом музее в п. Лазаревское прошла встреча с мастером по изготовлению кукол Еленой Войцещук, которая рассказала об истории и особенностях русской тряпичной куклы, старший научный сотрудник А.Н. Хушт рассказала о куклах в традиционной культуре адыгов.

История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые вызывают интерес спустя много веков.

С давних времен и по наши дни кукла исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.

Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу ее облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Когда маленькая девочка начинала учиться ходить, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.

Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.

Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона. Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками. Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

Традиционное изделие славян имело несколько отличительных характеристик: отсутствие черт лица, для изготовления игрушки не использовали режущие и колющие предметы, кукла чаще всего воплощала женский образ.

На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.

Во-вторых, неудачное нарисованное лицо, способно испортить характер куклы. Гримасы люди придумывали самостоятельно, в зависимости от ситуации. Конечно, в наши дни это кажется немного странным, но попробуйте побеседовать с безликой «барышней», и все поймете.

Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека - тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.

В следующей нашей публикации сотрудники Этнографического музея в п. Лазаревское расскажут об адыгской обрядовой кукле Ханцегуаш. 

Назад

© МБУК Музей истории города-курорта Сочи, 2024